Логопедические занятия

Программа занятий

При формировании правильного звукопроизношения
традиционно соблюдается ряд общих требований к этапам
логопедической работы. Существует определённая
последовательность введения звуков в речь. Сначала ставятся
«простые звуки»: А, У, О, И, Э, Ы; Б (Бь), П (Пь), М (Мь), В (Вь), Ф
(Фь). После того, как данные звуки появились в самостоятельной
речи ребёнка, начинается работа над: Т (Ть), Д (Дь), Н (Нь), К (Кь), Г
(Гь), Х (Хь), Й, С (Сь), З (Зь), Ц. Следующим этапом вводятся звуки
Ш, Ж, Ч, Щ, Л (Ль). И только в самом конце ставится звук Р (Рь).
Данная последовательность обусловлена готовностью
артикуляционного аппарата к определённому звуку.
В индивидуальных случаях последовательность постановки
звуков может меняться. Например, если период постановки
свистящих звуков (С, З, Ц) затягивается, а язык уже готов к
шипящим звукам, то можно попробовать поставить сначала их, а
затем вернуться к свистящим.
В процессе логопедических занятий с детьми предусмотрена
определённая последовательность работы с каждым звуком:
1. Подготовка артикуляционного аппарата
2. Первичная постановка звука
3. Закрепление его в устной речи
Для каждого конкретного звука требуется комплекс
специальных упражнений – артикуляционная гимнастика.
Ежедневно занимаясь артикуляционной гимнастикой, вы
продолжаете работу над звуком, пока не появится правильная
артикуляция и произношение. Когда ребёнок освоил новый для него
звук, не требуйте, чтобы он стразу стал пользоваться им в речи.
Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней,
повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция
стала для него привычной.
Последовательность введения звуков в речь проходит по одной
линии: от слога к слову, к предложению. Отработка звуков «С»,
«Ш» (а также «З», «Ж», «Щ», «Х», то есть любой согласный
длительно произносимый звук), начинается с длительного
изолированного их произнесения, затем осуществляется переход к
прямым слогам типа СА, СЫ, ША, ШИ. При правильном их
проговаривании хорошо видна артикуляция звуков «С», «Ш», легко

следить за положением кончика языка. Далее переходим к
проговариванию слов с отработанными слогами в начале слова:
САни, ШИна, САло, СЫн, Шапка...
После автоматизации звуков «С» и «Ш» в таких словах, можно
переходить к другим слогам (СУ, СО, ШО, ШУ) и к словам с
данными слогами. Затем работа продолжается на материале
звукосочетаний типа АСА, АША, ЫША, ОСЫ, ИСА и др, то есть
звук находится между гласными звуками. При этом необходимо
обратить внимание на то, что данные звуки никогда не
отрабатываются в одно время (просто система работы идентична).
Далее осуществляем переход к словам типа КАША, КИСА,
ВЕСЫ, КОСЫ, НОША... На этом этапе хорошо помогают
чистоговорки. Их легко сочинить самим.
Принцип такой: выбираем любое слово, в котором изучаемый
звук будет не последним и не первым, например: полоСа,
«отрываем» последний слог СА и сочиняет чистоговорочку
примерно так: «СА-СА-СА, на дороге полоСА» или совсем простую
«СА-СА-СА – это полоса». Главное, чтобы при произнесении такой
чистоговорки ребёнок мог длительно повторять какой-то слог с
изучаемым звуком и затем вводить его в слово. Затем переходим к
проговариванию слов в словосочетаниях и дальше – в предложениях
(используем материалы логопедических тетрадей, сборников или
просто детских книг). Вместе с данным видом работы необходимо
включать звук в короткие, а затем и длинные стихотворные тексты.
Так планомерно осуществляется переход к автоматизации звука в
речи (вот тогда и надо просить ребенка следить за правильным
произношением звука во всех словах).
Звуки, которые произносятся коротко, как бы взрываясь («К»,
«Г», «Ц», «Ч», «Т», «Д») автоматизируются несколько в ином
порядке. Сначала так же – изолированно «Ч-Ч-Ч» – стучит поезд по
рельсам, «К-К-К» – кряхтит дед. Затем эти звуки проговариваются в
обратных слогах: на первом месте находится гласный звук, а затем
наш изучаемый согласный звук: гласный поём долго, а согласный
произносим коротко, легко, вот так: А-А-АЧ, А-А-АК... Когда будет
легко проговариваться данный тип слогов, то надо сразу вводить
чистоговорки (придумываем по описанному выше принципу). Далее
переходим к сочетаниям типа АЦА, АЧА и к словам с данным
сочетанием звуков. Постепенно вводим в занятия слоги прямые: ЧА,
КА, ЦЫ и слова с этими слогами. Затем проговаривает любые слова
в словосочетаниях и в предложениях и далее переходим к отработке
звука в самостоятельной речи.

Работа над звуком «Л» проходит по любой из представленных
моделей, исходя из возможностей ребёнка – пробовать надо всё.
Звук «Р» - интересный звук. Кто-то очень легко с ходу начинает
трещать язычком и сразу получаются слоги, типа РА, РО, РУ и
вскоре слова. В таких случаях звук с лёгкостью вводится в
словосочетания, предложения и даже в речь. Однако, как правило,
этот звук вызывает серьёзные затруднения при автоматизации: то не
хватает ребёнку сил произносить его звонко и тогда звук теряется
где-то в ротовой полости, произносится как бы шёпотом,
приглушённо. Такой звук нельзя вводить в слоги и в слова, надо как
можно дольше заниматься изолированным произношением
(длительно трещать язычком при широко открытом рте, как только
возможно). Если постановка звука шла от толчковых звуков Т или Д,
то далее надо обращать пристальное внимание к переходу от этих
звуков к другим толчковым звукам. На практике данный вид работы
будет выглядеть так:
· Проговаривание звука «Р» в слогах ТРА, ДРА, ДРУ далее в
словах с этим слогом в начале (ТРАВА, ДРАКА...), в середине
(ваТРУшка, маТРАс...), в словосочетаниях и в предложениях с
отработанными словами.
· Переход к звукосочетанию ПРРР, БРРР (учить выполнять
треск от нового толчкового звука – П или Б), затем отработка в
слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , далее в словах с этими слогами.
· Переход к звукосочетанию КРРР, ГРРР , ВРРР, НРРР (учить
выполнять треск от новых толчковых звуков), затем отработка в
слогах ПРА, БРА, ПРО, БРУ , ВРА, ГРА, КРУ...далее в словах с
этими слогами.
· Переход к сочетаниям АРА, АРО, АРУ... Если не получается
всё ещё «оторвать» звук «Р» от толчкового звука, то перейти к
толчковому «Ш» - ШРРР (это произнести очень сложно и ребёнок
постепенно уберёт «Ш»)... далее в словах с этими сочетаниями.
· Потом переходим к автоматизации звука в любых положениях
в словах, в чистоговорках , скороговорках. То есть, вся дальнейшая
работа строится обычно: идёт автоматизация звука «Р» в словах, в
предложениях, вводится звук в речь.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie