Противодействие экстремизму
Методические рекомендации
Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества, руководствуясь рекомендациями парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшими в Совете Федерации 17 апреля 2017 года, подготовила методические рекомендации по созданию и развитию сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет» (далее -методические рекомендации).
Согласно профессиональному стандарту в трудовую функцию педагогических работников входит формирование навыков, связаны с информационно коммуникационными технологиями, а в перечень необходимых умений включено владение следующими ИКТ-компетентностями.
1. обще пользовательская ИКТ-компетентность;
2. общепедагогическая ИКТ-компетентность;
З. предметно -педагогическая ИКТ -компетентность (отражающая профессиональную ЖТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Вместе с тем законодательство не регулирует функционирование персональных сайтов и других Интернет-ресурсов педагогических работников и не устанавливает обязательного требования к их наличию.
К сайтам и (или) страницам сайтов в сети "Интернет" согласно данным методическим рекомендациям относятся персональные страницы сайтов социальных сетей, а также блогов, микроблогов, персональные сайты.
Понятие общедоступной информации установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно указанным положениям Федерального закона № 149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию бе3 согласия и ведома служащего или гражданина.
В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или
гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы, работы).
Таким образом, педагогическому работнику рекомендуется учитывать различные требования к технической форме реализации и содержанию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».
Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет»
предоставляет собой веб-ресурс, на котором педагогический работник размещает информацию о своей педагогической деятельности, а информация и функционал ресурса сопровождают его педагогическую деятельность и являются продолжением его работы в образовательной организации.
На сайте и (или) страницах сайта педагогического работника в сети «Интернет» размещается общедоступная информация, опубликованная непосредственно педагогическим работником, и данные, позволяющие идентифицировать личность педагогического работника, включая информацию о нынешнем месте работы и должности педагогического работника.
Сайт и (или) страница сайта в сети «Интернет» педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующие цели и задачи:
1. Цифровое портфолио педагогического работника: презентация собственных
достижений и успехов обучающихся, собственник разработок и материалов,
а также другая информация в целях внешней и внутренней оценки деятельности педагогического работника и распространения опыта и результатов деятельности педагогического работника;
2. Предоставление обучающимся образовательного контента. Интернет-ресурс предоставляет возможность интересными материалами привлечь внимание к изучаемому предмету, на примерах показать возможность широкого применения изучаемых знаний в дальнейшей жизни как для своих
обучающихся, так и для обучающихся из других образовательных организаций Российской Федерации;
3. Организация взаимодействия с обучающимися, родителями (законными
представителями) обучающихся, педагогическими работниками образовательных организаций, представителями общественных организаций
и другими лицами в целях собственного профессионального развития, в частности организации консультаций и распространения собственного педагогического опыта;
4. Организация электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» имеет следующую целевую аудиторию:
1. Обучающиеся образовательной организации, в частности обучающиеся образовательной организации, в которой работает педагогический работник., 2. Педагогические работники и сотрудники образовательных организаций;
3. Сотрудники муниципальных органов управления образования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования;
4. Родители (законные представители) обучающихся.
Педагогическим работникам при ра3мещении информации на сайте и (или)
странице сайта в сети «Интернет» рекомендуется учитывать следующие рекомендации:
1. Обеспечивать актуальность представленной информации согласно
Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 582
об обновлении информации и нормативно-правовых документов не позднее
10 рабочих дней после их изменений. Рекомендуется датировать каждый размещённый на сайте документ или информацию;
2. Необходимо соблюдать авторские и(или) смежные права путем корректного указания источников либо используемой литературы. В соответствии со ст.1259 Гражданского кодекса РФ не являются объектами авторских прав официальные документы и государственные символы и знаки;
3. Информация, опубликованная на сайте и (или) странице сайте педагогического работника в сети «Интернет», не должна содержать ошибок;
4. В соответствии со ст. 9 № 152-ФЗ «О персональных данных» на сайте и (или) страницах сайта педагогический работник не имеет право размещать персональные данные участников образовательных отношений без их согласия на публикацию их персональных данных на сайте и (или) странице
сайта педагогического работника;
5. Информация должна представляться в текстовом и (или) табличном формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку (машиночитаемый формат) в целях анализа поисковыми системами и повторного использования без предварительного изменения человеком.
На сайте и (или) странице сайта педагогического работника в сети «Интернет» не допускается публикация следующей информации:
1. Информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, и иная информация, запрещенная к опубликованию законодательством Российской
Федерации;
2. Информация, включенная в перечень видов информации, запрещённой к
распространению посредством сети «Интернет», причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующая задачам образования;
3. Информация, порочащая честь, достоинство или деловую репутацию
гражданина или организаций;
4. Информация, содержащая пропаганду насилия, секса, наркомании, экстремистских, религиозных и политических идей;
5. Информация рекламного характера, целью которой является получение
прибыли.
6. Все файлы, ссылки на которые размещены на сайте и (или) странице сайта
педагогического работника в сети «Интернет», должны удовлетворять следующим условиям:
7. Файлы документов представляются на сайте в форматах: РогtаЬ1е Document FileS (.рdf), Мiсгоsoft wоrd / Мiсгоsоft Ехсе1 (.dос, .dосх, .х1S, .х1Sх), Ореп Document Files (.оdt, .оds).
8. Максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб.
Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;
9. Сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dрi;
10. Отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым;
11. Содержание документов должно соответствовать их названию и назначению, а также не должно противоречить другим материалам, размещённым на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет».
Cписок экстремистских материалов
Федеральный список экстремистских материалов составляется Министерством юстиции России (ранее — Рос регистрацией) на основе судебных решений. В него включаются различные материалы, признанные судом экстремистскими. Впервые он был опубликован 14 июля 2007 года и сначала состоял из 14 пунктов. С тех пор список регулярно обновляется и по состоянию на 16 января 2023 года содержит 5334 пункта (часть из которых исключена в связи с повтором содержания ранее внесённых пунктов).
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий, вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.
При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.
Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распрост
Линия помощи «Дети Онлайн»
Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Горячая линия: 8 800 25 000 15
по электронной почте helpline@detionline.com;
на сайте www.detionline.com.
Звонки по России бесплатные. Мы готовы обсудить с Вами проблему с 9 до 18 (по московскому времени) по рабочим дням.
Сотрудники Линии помощи оказывают психологическую и информационную помощь детям и подросткам в ситуациях столкновения со следующими рисками:
• коммуникационными рисками (оскорбления и угрозы при общении в социальных сетях и по переписке, размещение ложной информации в интернете, сексуальными домогательствами и др.);
• электронными рисками (блокирование компьютера вирусом, интернет-мошенничество, кража личных данных, взлом и создание подставных страниц);
• контентными рисками (столкновение с порнографическим контентом, агрессивными изображениями, пропагандой нездорового образа жизни, ненависти, игровыми сайтами с агрессивными и азартными играми, нелицензионной продукцией и др.);
• потребительскими рисками (интернет и мобильное мошенничество, потеря денег через Интернет или мобильный телефон). Взрослым (родителям и педагогам) может быть оказана психологическая и консультативная помощь по вопросам обеспечения безопасной работы детей в Интернете (защита от негативного контента в сети, установление программ родительского контроля), по вопросам игровой и Интернет-зависимости, в случаях сложных и проблемных ситуаций общения детей в Интернете (в социальных сетях, через мессенджеры и чаты), когда ребенку необходимо оказать помощь, а также если ребенок стал жертвой преследования и оскорблений в Интернете, столкнулся с мошенничеством и обманом через Интернет.
Задачи проекта:
- психологическая помощь детям и подросткам, столкнувшимся с опасностью во время пользования Интернетом и/или мобильной связью;
- информационная и консультационная поддержка детей, подростков, родителей и работников образовательных и воспитательных учреждений по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи детьми.
Безопасный Интернет
Что понимать под термином "Информационная безопасность детей"?
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Законе № 436-ФЗ от 21.12.2010 г., регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Закон № 436-ФЗ содержит также ряд других понятий, связанных с информационной безопасностью детей. Назовем основные. Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Согласно Закону № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
• информация, запрещенная для распространения среди детей;
• информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
В своей работе специализированный сервис «Безопасность детей РФ» (https://БезопасностьДетей.РФ) руководствуется нормативными документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 732 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете);
Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 11 мая 2021г. № СК123-07;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»).
Памятка «Безопасный интернет для детей»
1) Помни, что даже в Интернете существует «сетевой этикет». Если ты пишешь сообщение заглавными буквами, то собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
2) Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
3) Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чьей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.
4) Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете – правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.
5) Помни, что существуют сайты, не предназначенные для детей, не заходи на сайты «для тех, кто старше 18 лет», на неприличные и агрессивно настроенные сайты. Если ты попал на такой сайт по ссылке, закрой свой браузер, используя клавиши "ctrl+alt+delete".
6) Расскажи все, что ты увидел, выучил или узнал нового взрослому.
7) Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него смс на незнакомые номера в Интернете.
8) Никому и никогда не разглашай свои пароли. Они - твой главный секрет. Придумай свой уникальный пароль, о котором никто не сможет догадаться. Не записывай пароли на бумажках, не храни их в открытом доступе. Не отправляй свои пароли по электронной почте.
9) При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию (номер телефона, адрес места жительства школы, место работы родителей и другое) - она может быть доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь!
10) Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.
11) Старайся не встречаться с теми, с кем ты знакомишься в Интернете.
12) Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.
13) В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком. Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список «друзей».
14) Не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости сохранять дистанцию с незнакомыми людьми.
15) Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.
16) Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут действовать от имени чужих людей.
17) Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества
18) Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых - они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
19) Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Что понимать под термином "Информационная безопасность детей"?
Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Законе № 436-ФЗ от 21.12.2010 г., регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Закон № 436-ФЗ содержит также ряд других понятий, связанных с информационной безопасностью детей. Назовем основные. Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Согласно Закону № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
• информация, запрещенная для распространения среди детей;
• информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
В своей работе специализированный сервис «Безопасность детей РФ» (https://БезопасностьДетей.РФ) руководствуется нормативными документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 732 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2019 г. № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете);
Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства»;
Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
Рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 11 мая 2021г. № СК123-07;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (вместе с Положением о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»).
Памятка «Безопасный интернет для детей»
1) Помни, что даже в Интернете существует «сетевой этикет». Если ты пишешь сообщение заглавными буквами, то собеседник может подумать, что ты кричишь на него.
2) Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
3) Не вступай в незнакомые сообщества и не распространяй по чьей-либо просьбе информационные, провокационные и агрессивно-настроенные материалы и сообщения.
4) Не все, что ты можешь прочесть или увидеть в интернете – правда. Не ленись и перепроверяй информацию в других поисковиках или спроси у родителей.
5) Помни, что существуют сайты, не предназначенные для детей, не заходи на сайты «для тех, кто старше 18 лет», на неприличные и агрессивно настроенные сайты. Если ты попал на такой сайт по ссылке, закрой свой браузер, используя клавиши "ctrl+alt+delete".
6) Расскажи все, что ты увидел, выучил или узнал нового взрослому.
7) Ни в коем случае не указывай свой номер телефона или электронный адрес, не отправляй с него смс на незнакомые номера в Интернете.
8) Никому и никогда не разглашай свои пароли. Они - твой главный секрет. Придумай свой уникальный пароль, о котором никто не сможет догадаться. Не записывай пароли на бумажках, не храни их в открытом доступе. Не отправляй свои пароли по электронной почте.
9) При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайся не указывать личную информацию (номер телефона, адрес места жительства школы, место работы родителей и другое) - она может быть доступна всем, даже тем, кого ты не знаешь!
10) Помни, что фотография, размещенная в Интернете доступна для просмотра всем. Старайся не размещать фото, на которых изображена твоя семья, школа, дом и другие личные данные.
11) Старайся не встречаться с теми, с кем ты знакомишься в Интернете.
12) Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду.
13) В Интернете и социальных сетях старайся общаться только с теми, с кем ты лично знаком. Подумай и посоветуйся с родителями, прежде чем добавить незнакомого человека к себе в список «друзей».
14) Не используй веб-камеру при общении с незнакомыми людьми, помни о необходимости сохранять дистанцию с незнакомыми людьми.
15) Если тебе пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать.
16) Если тебе показалось, что твои друзья отправляют тебе «странную» информацию или программы, переспроси у них, отправляли ли они тебе какие-либо файлы. Иногда мошенники могут действовать от имени чужих людей.
17) Если ты хочешь купить в Интернете какую-либо услугу или игру, обратись к взрослому. Он подскажет тебе, как избежать мошенничества
18) Не загружай файлы, программы или музыку без согласия взрослых - они могут содержать вирусы и причинят вред компьютеру.
19) Попроси родителей установить на компьютер антивирус и специальное программное обеспечение, которое будет блокировать распространение вирусов.
К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:
1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т. ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.